ЧТО ТАКОЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ?
Сказкотерапия - это лечение сказками, притчами и легендами; направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения.
Различные формы работы со сказками сегодня очень популярны. Сказкотерапия идеально подходит и детям и взрослым, людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования, ведь все мы знакомимся с языком сказок гораздо раньше, чем учимся читать и писать.
Анализ сказок, их исследование, рассказывание, сочинение, рисование, создание кукол, постановка спектаклей помогают бороться со страхами и комплексами как у детей, так и у взрослых. В ходе занятий постепенно выстраивается "мостик" между сказочным миром и нашей реальной жизнью. Это шанс связать сказочные события с событиями и поведением человека, а значит усвоить и применить на практике всю мудрость, скрытую в сказках.
Сказкотерапия даёт возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность.
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
В 2011 г. Архангельская областная специальная библиотека для слепых совместно со "Средней общеобразовательной школой № 5" г. Архангельска разработала образовательную программу "В гостях у сказки", предназначенную для организации учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению 1-4 классов IV вида. Программа была рассмотрена на заседании методического совета школы и утверждена.
На основе образовательной программы "В гостях у сказки" был подготовлен цикл занятий по сказкотерапии "Путешествие в страну сказок" для детей 7 - 10 лет, который стал проводиться в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5" и МУ "Опорно-экспериментальный центр для детей с ограниченными возможностями".
Главная цель занятий заключается в формировании нравственности и развитии личности у детей младшего школьного возраста. Занятия по сказкотерапии помогают обогатить внутренний мир ребёнка, развить воображение и произвольное внимание; преодолеть барьеры в общении; повысить уверенность в себе.
Так, например, литературный урок "Путешествие в страну сказок" направлен на знакомство с произведениями устного народного творчества, историей их появления и последующим развитием. Основное внимание уделяется знакомству со сказками различных жанров: волшебными и бытовыми сказками, сказками о животных. Учащиеся знакомятся с типичной структурой сказки, часто встречающимися словами и выражениями, волшебными существами и главными героями. А в ходе проведения творческой мастерской "Живая сказка" детям предлагается небольшой отрывок из сказки, который они должны продолжить, придумывая свою собственную историю. Фантазируя, они учатся развивать сюжет, вводят в повествование новых героев и различные волшебные предметы, придумывают заклинания.
В 2011 - 2012 учебном году было проведено 37 мероприятий. Основные формы проведения занятий: литературные уроки, громкие чтения, чтения с остановками, викторины, творческие мастерские.